«IT Architect: система управления ИТ-архитектурой» (далее Система) включает 9 методов для управления ИТ-архитектурой, повышения эффективности ИТ-процессов и систем.
В качестве входной информации для реализации методов используются модели ИТ-архитектуры, параметры информационных систем (программных продуктов), графические модели и параметры бизнес-процессов, экспертные оценки, специальные пользовательские справочники.
Также в состав Системы включены важные информационно-практические материалы: графические модели и показатели KPI ИТ-процессов, примеры ИТ-архитектуры крупной организации, организационная структура департамента информационных технологий.
С технической точки зрения Система является дополнительным модулем для программного продукта Business Studio и представляет собой набор классов (справочников), параметров, настроек, функций и шаблонов отчётов, которые разработаны с помощью модулей «MetaEdit» и «Мастер отчётов». Система может быть установлена (интегрирована) в любую базу данных, созданную в актуальной версии Business Studio, вне зависимости от объёма наполнения информацией.
Благодаря Системе можно решить следующие задачи
1. Оптимизировать ИТ-процессы и работу ИТ-службы (департамента информационных технологий).
2. Оптимизировать ИТ-архитектуру организации.
3. Повысить эффективность и качество работы ИТ-систем, улучшить соответствующие показатели KPI.
4. Автоматизировать бизнес-процессы организации.
5. Внедрить инновационные разработки и успешные практики в сфере информационных технологий.
6. Разработать планы по организационно-корпоративному развитию.
7. Организовать эффективное управление задачами (корпоративными и личными), обеспечить контроль поручений, ускорить выполнение ИТ-проектов.
Пользователи
Система предназначена для следующих подразделений организации: ИТ-департамент (управление информационных технологий), управление бизнес-процессов и методологии, управление организационного развития, проектный офис.
Функционал и структура данных
1. Практические методы и функции по управлению ИТ-архитектурой
1.1. Диагностика и аудит ИТ-процессов (по чек-листам)
- Заполняется справочник «Требования» – каталог всех требований по всем чек-листам.
- Формируется чек-лист для выбранного процесса (набор требований).
- В рамках диагностики и аудита процесса в чек-листе по каждому требованию эксперты проставляют отметки и комментарии (описание несоответствий).
- Формируется стандартный отчёт, выводящий всю информацию из чек-листа в формат MS Word
- Шаблон отчёта «Анализ уровня зрелости процесса» автоматически рассчитывает уровень зрелости.
На основе данного отчёта и показателя можно разработать планы оптимизации процесса, а также сравнить выбранный процесс с другими процессами организации (например, в формате рейтингов / грейдов).
Процессы с минимальным уровнем зрелости подлежат первоочередной оптимизации. Владельцы процессов с максимальным уровнем зрелости обычно получают дополнительные бонусы или вознаграждения.
1.2. Анализ уровня автоматизации процесса
- В свойствах процессов (процедур, функций) на вкладке «Программные продукты» привязываются программные продуты (информационные системы), ИТ-модули, ИТ-функции.
- Шаблон отчёта «Анализ уровня автоматизации процесса» выводит в Excel таблицу по автоматизации процесса (технологическую карту), которая включает: информацию по разработке / доработке ИТ-систем (бизнес-требования) по каждой процедуре / функции выбранного процесса, статистику автоматизации (на текущий момент), расчёт уровня автоматизации процесса (в процентах). На основе данной информации принимаются решения по оптимизации и автоматизации процесса.
1.3. Анализ взаимосвязей и использования информационной системы (модуля) в процессах
От справочника «Программные продукты» вызывается шаблон отчёта «Анализ взаимосвязей и использования программного продукта (модуля) в процессах».
Шаблон отчёта выводит список процессов, автоматизируемых выбранным программным продуктом.
По каждому процессу выводится список процедур и действий, из которых состоит процесс. И для них выводится следующая информация.
- Программный продукт / модуль / функция
- Требуется ИТ-доработка (да / нет)
- Бизнес-требования (спецификации) для разработки / доработки программных продуктов, привязанных к каждой процедуре / функции процесса.
1.4. Анализ распределения ответственности за ИТ-системы
В свойства (карточку) объектов справочника «Программные продукты» добавлен параметр «Владелец (ответственный)» для указания, кто в организации отвечает за функционирование и поддержку каждого программного продукта (информационной системы, ИТ-модуля).
Разработано 2 шаблона отчётов.
- «Программные продукты в ответственности должности / подразделения» (вызывается от справочника «Субъекты»).
- «Распределение ответственности за программные продукты» (вызывается от справочника «Программные продукты»). Выводится таблица программных продуктов (на два уровня вниз в иерархии) с указанием ответственных за каждый программный продукт (ИТ-систему, модуль). Возможно формирование отчёта по всем уровням ИТ-архитектуры.
1.5. Анализ актуальности ИТ-систем
- В свойствах (карточке) объектов справочника «Программные продукты» задаются 2 параметра: дата обновления, дата завершения техподдержки.
- Шаблон отчёта «Анализ актуальности ИТ-систем» выводит необходимую информацию для выявления ИТ-систем, которые: давно не обновлялись, либо у которых истёк срок технической поддержки (от внешнего провайдера). Можно выполнить сортировку ИТ-систем по дате обновления, либо по дате завершения техподдержки.
1.6. Управление операционными рисками и инцидентами в ИТ-системах
- В свойствах (карточке) объектов справочника «Программные продукты» на вкладе «Операционные риски» указываются факты рисков со следующими параметрами: название риска, комментарий, кто выявил, ответственный за устранение, дата устранения.
- Стандартный отчёт, который вызывается от справочника «Программные продукты», позволяет посмотреть историю фактов рисков, выявить незакрытые риски и предпринять оперативные меры, проработать предупреждающие действия для минимизации операционных рисков в будущем.
1.7. Анализ интеграции ИТ-систем (программных продуктов)
- Возможность установления бинарных связей между ИТ-системами (программными продуктами) с описанием механизмов интеграции (связей).
В свойствах (карточке) первого программного продукта заполняется вкладка «Интеграция: исходящие связи с ПП». Затем в свойствах второго программного продукта (на который выходит связь) на вкладке «Интеграция: входящие связи с ПП» автоматически появляется название первого программного продукта.
На вкладке «Интеграция: исходящие связи с ПП» возможно указание любого количества программных продуктов (связей).
- Шаблон отчёта «Интеграция программных продуктов» вызывается от справочника «Программные продукты» и для одного нижестоящего уровня в ИТ-архитектуре выводит все исходящие и входящие связи программных продуктов. Возможно формирование отчёта для всех уровней ИТ-архитектуры.
1.8. Сравнительный анализ и поддержка принятия решений
Применяется для сравнительного анализа и принятия решения по выбору ИТ-систем (программных продуктов) или любых других объектов. Например, в рамках закупок, тендеров, проектов и т.п.
Алгоритм метода.
- Выбираются объекты для сравнительного анализа.
- Выбираются критерии для оценки.
- Эксперты устанавливают оценки и веса по каждому критерию для каждого объекта.
- Формируется отчёт «Сравнительный анализ», в котором с помощью математических расчётов автоматически определяется лучший выбор (объект).
1.9. Управление задачами (корпоративный и личный органайзер)
- Хранение информации о задачах с большим количеством параметров: дата начала (факт), дата завершения (план и факт), детальное описание, приоритет, статус, тип (задача, требование / пользовательская история, баг, эпик, группа), нормативно-справочные документы
- Автоматическая нумерация задач
- Связи задач с действующими справочниками Business Studio: субъекты (автор и исполнитель задачи), процессы, проекты, направления деятельности (продукты)
- Возможность создания чек-листов для указания детальных работ по выполнению задачи (подзадач)
- Быстрое редактирование параметров задач из окна справочника (без открытия окна свойств задачи)
- Применение большого количества фильтров для выборки необходимой информации из справочника.
Примеры фильтров: мои задачи, задачи с выбранным исполнителем, задачи в рамках выбранных бизнес-процессов или проектов, задачи с определённым статусом, просроченные задачи, задачи на эту неделю, самые важные задачи
- Возможность сортировки задач по любым параметрам
- Возможность создания иерархической структуры задач
- Возможность настраивать набор параметров в окне свойств (карточке) задачи
- Примеры типовых задач с заполненными параметрами
- Стандартный отчёт, выводящий свойства (карточку) задачи в формат MS Word
- Статический шаблон отчёта «Органайзер (все задачи) Excel». Выводится таблица всех задач с указанием ключевых параметров.
- В свойства (карточку) объектов справочника «Программные продукты» на вкладку «Задачи и требования» привязываются задачи (из справочника «Задачи – органайзер») для развития / доработки соответствующего объекта. От справочника «Программные продукты» вызывается шаблон отчёта «Управление задачами по развитию / доработке ИТ-системы», который выводит список привязанных задач с их параметрами и детальным описанием.
2. Информационные и аналитические материалы
2.1. Модели ИТ-процессов
- Иерархический список процессов и процедур группы «ИТ-обеспечение»
- 10 графических моделей: ИТ-обеспечение и связь (типовой процесс), процессы ITIL «Библиотека инфраструктуры информационных технологий» / ITSM «Управление ИТ-обслуживанием».
2.2. Показатели KPI ИТ-процессов
Список более 40 показателей KPI, которые размещены в справочнике «Управление – Цели и показатели – Показатели – 3. Показатели бизнес-процессов» и сгруппированы в папках.
Показатели KPI по ITIL / ITSM.
- Управление активами и конфигурациями (Service Asset and Configuration Management)
- Управление доступностью (Availability Management)
- Управление изменениями (Change Management)
- Управление инцидентами (Incident Management)
- Управление мощностями (Capacity Management)
- Управление проблемами (Problem Management)
- Управление релизами и развёртыванием (Release and Deployment Management)
Типовые показатели KPI.
- Для учёта ошибок, сбоев, дефектов в бизнес-процессах (операционные риски)
- Для отражения времени и своевременности выполнения бизнес-процессов
- Объёмы выхода (входа) бизнес-процессов, результативность
- Соотношения входов (выходов), эффективность
- Внутренние показатели бизнес-процесса (стоимость, трудоёмкость, автоматизированность и т.д.)
Путь: «Управление – Цели и показатели – Показатели».
2.3. ИТ-архитектура и документы
- Иерархический список информационных систем и приложений с детализацией до модулей и функций (на примере крупной финансовой организации). Автоматически формируются: графическая модель (схема) ИТ-архитектуры, технические задания (ТЗ) на автоматизацию.
Путь: «Объекты деятельности – Программные продукты».
- Справочник «Базы данных» с типовой структурой. Автоматически формируется графическая модель (схема) баз данных.
Путь: «Объекты деятельности – Базы данных».
- Соглашение SLA ИТ-департамента
- Техническое задание на автоматизацию (типовой образец)
Путь: «Объекты деятельности – Документы – Электронные документы».
2.4. Организационные структуры
- Оргструктура департамента информационных технологий
- Оргструктура департамента бизнес-архитектуры
Примеры крупных и средних организаций.
3. Дополнительные компоненты
- Новая вкладка «СУИТ (ИТ-архитектура)» в главном меню Business Studio с кнопками для быстрого доступа ко всем справочникам и функциям, которые входят в состав Системы
- Примеры заполнения справочников, созданных в рамках Системы.
- Шаблон отчёта «Автоматизация всех подпроцессов, процедур и функций» вызывается от процессов и выводит до самого нижнего уровня в дереве процессов таблицу с указанием привязанных ИТ-систем (программных продуктов) по каждому процессу.
- Шаблон отчёта «Дерево программных продуктов» от выбранного объекта выводит в формат Word список всех программных продуктов до нижнего уровня в иерархии.
В качестве входной информации для реализации методов используются модели ИТ-архитектуры, параметры информационных систем (программных продуктов), графические модели и параметры бизнес-процессов, экспертные оценки, специальные пользовательские справочники.
Также в состав Системы включены важные информационно-практические материалы: графические модели и показатели KPI ИТ-процессов, примеры ИТ-архитектуры крупной организации, организационная структура департамента информационных технологий.
С технической точки зрения Система является дополнительным модулем для программного продукта Business Studio и представляет собой набор классов (справочников), параметров, настроек, функций и шаблонов отчётов, которые разработаны с помощью модулей «MetaEdit» и «Мастер отчётов». Система может быть установлена (интегрирована) в любую базу данных, созданную в актуальной версии Business Studio, вне зависимости от объёма наполнения информацией.
Благодаря Системе можно решить следующие задачи
1. Оптимизировать ИТ-процессы и работу ИТ-службы (департамента информационных технологий).
2. Оптимизировать ИТ-архитектуру организации.
3. Повысить эффективность и качество работы ИТ-систем, улучшить соответствующие показатели KPI.
4. Автоматизировать бизнес-процессы организации.
5. Внедрить инновационные разработки и успешные практики в сфере информационных технологий.
6. Разработать планы по организационно-корпоративному развитию.
7. Организовать эффективное управление задачами (корпоративными и личными), обеспечить контроль поручений, ускорить выполнение ИТ-проектов.
Пользователи
Система предназначена для следующих подразделений организации: ИТ-департамент (управление информационных технологий), управление бизнес-процессов и методологии, управление организационного развития, проектный офис.
Функционал и структура данных
1. Практические методы и функции по управлению ИТ-архитектурой
1.1. Диагностика и аудит ИТ-процессов (по чек-листам)
- Заполняется справочник «Требования» – каталог всех требований по всем чек-листам.
- Формируется чек-лист для выбранного процесса (набор требований).
- В рамках диагностики и аудита процесса в чек-листе по каждому требованию эксперты проставляют отметки и комментарии (описание несоответствий).
- Формируется стандартный отчёт, выводящий всю информацию из чек-листа в формат MS Word
- Шаблон отчёта «Анализ уровня зрелости процесса» автоматически рассчитывает уровень зрелости.
На основе данного отчёта и показателя можно разработать планы оптимизации процесса, а также сравнить выбранный процесс с другими процессами организации (например, в формате рейтингов / грейдов).
Процессы с минимальным уровнем зрелости подлежат первоочередной оптимизации. Владельцы процессов с максимальным уровнем зрелости обычно получают дополнительные бонусы или вознаграждения.
1.2. Анализ уровня автоматизации процесса
- В свойствах процессов (процедур, функций) на вкладке «Программные продукты» привязываются программные продуты (информационные системы), ИТ-модули, ИТ-функции.
- Шаблон отчёта «Анализ уровня автоматизации процесса» выводит в Excel таблицу по автоматизации процесса (технологическую карту), которая включает: информацию по разработке / доработке ИТ-систем (бизнес-требования) по каждой процедуре / функции выбранного процесса, статистику автоматизации (на текущий момент), расчёт уровня автоматизации процесса (в процентах). На основе данной информации принимаются решения по оптимизации и автоматизации процесса.
1.3. Анализ взаимосвязей и использования информационной системы (модуля) в процессах
От справочника «Программные продукты» вызывается шаблон отчёта «Анализ взаимосвязей и использования программного продукта (модуля) в процессах».
Шаблон отчёта выводит список процессов, автоматизируемых выбранным программным продуктом.
По каждому процессу выводится список процедур и действий, из которых состоит процесс. И для них выводится следующая информация.
- Программный продукт / модуль / функция
- Требуется ИТ-доработка (да / нет)
- Бизнес-требования (спецификации) для разработки / доработки программных продуктов, привязанных к каждой процедуре / функции процесса.
1.4. Анализ распределения ответственности за ИТ-системы
В свойства (карточку) объектов справочника «Программные продукты» добавлен параметр «Владелец (ответственный)» для указания, кто в организации отвечает за функционирование и поддержку каждого программного продукта (информационной системы, ИТ-модуля).
Разработано 2 шаблона отчётов.
- «Программные продукты в ответственности должности / подразделения» (вызывается от справочника «Субъекты»).
- «Распределение ответственности за программные продукты» (вызывается от справочника «Программные продукты»). Выводится таблица программных продуктов (на два уровня вниз в иерархии) с указанием ответственных за каждый программный продукт (ИТ-систему, модуль). Возможно формирование отчёта по всем уровням ИТ-архитектуры.
1.5. Анализ актуальности ИТ-систем
- В свойствах (карточке) объектов справочника «Программные продукты» задаются 2 параметра: дата обновления, дата завершения техподдержки.
- Шаблон отчёта «Анализ актуальности ИТ-систем» выводит необходимую информацию для выявления ИТ-систем, которые: давно не обновлялись, либо у которых истёк срок технической поддержки (от внешнего провайдера). Можно выполнить сортировку ИТ-систем по дате обновления, либо по дате завершения техподдержки.
1.6. Управление операционными рисками и инцидентами в ИТ-системах
- В свойствах (карточке) объектов справочника «Программные продукты» на вкладе «Операционные риски» указываются факты рисков со следующими параметрами: название риска, комментарий, кто выявил, ответственный за устранение, дата устранения.
- Стандартный отчёт, который вызывается от справочника «Программные продукты», позволяет посмотреть историю фактов рисков, выявить незакрытые риски и предпринять оперативные меры, проработать предупреждающие действия для минимизации операционных рисков в будущем.
1.7. Анализ интеграции ИТ-систем (программных продуктов)
- Возможность установления бинарных связей между ИТ-системами (программными продуктами) с описанием механизмов интеграции (связей).
В свойствах (карточке) первого программного продукта заполняется вкладка «Интеграция: исходящие связи с ПП». Затем в свойствах второго программного продукта (на который выходит связь) на вкладке «Интеграция: входящие связи с ПП» автоматически появляется название первого программного продукта.
На вкладке «Интеграция: исходящие связи с ПП» возможно указание любого количества программных продуктов (связей).
- Шаблон отчёта «Интеграция программных продуктов» вызывается от справочника «Программные продукты» и для одного нижестоящего уровня в ИТ-архитектуре выводит все исходящие и входящие связи программных продуктов. Возможно формирование отчёта для всех уровней ИТ-архитектуры.
1.8. Сравнительный анализ и поддержка принятия решений
Применяется для сравнительного анализа и принятия решения по выбору ИТ-систем (программных продуктов) или любых других объектов. Например, в рамках закупок, тендеров, проектов и т.п.
Алгоритм метода.
- Выбираются объекты для сравнительного анализа.
- Выбираются критерии для оценки.
- Эксперты устанавливают оценки и веса по каждому критерию для каждого объекта.
- Формируется отчёт «Сравнительный анализ», в котором с помощью математических расчётов автоматически определяется лучший выбор (объект).
1.9. Управление задачами (корпоративный и личный органайзер)
- Хранение информации о задачах с большим количеством параметров: дата начала (факт), дата завершения (план и факт), детальное описание, приоритет, статус, тип (задача, требование / пользовательская история, баг, эпик, группа), нормативно-справочные документы
- Автоматическая нумерация задач
- Связи задач с действующими справочниками Business Studio: субъекты (автор и исполнитель задачи), процессы, проекты, направления деятельности (продукты)
- Возможность создания чек-листов для указания детальных работ по выполнению задачи (подзадач)
- Быстрое редактирование параметров задач из окна справочника (без открытия окна свойств задачи)
- Применение большого количества фильтров для выборки необходимой информации из справочника.
Примеры фильтров: мои задачи, задачи с выбранным исполнителем, задачи в рамках выбранных бизнес-процессов или проектов, задачи с определённым статусом, просроченные задачи, задачи на эту неделю, самые важные задачи
- Возможность сортировки задач по любым параметрам
- Возможность создания иерархической структуры задач
- Возможность настраивать набор параметров в окне свойств (карточке) задачи
- Примеры типовых задач с заполненными параметрами
- Стандартный отчёт, выводящий свойства (карточку) задачи в формат MS Word
- Статический шаблон отчёта «Органайзер (все задачи) Excel». Выводится таблица всех задач с указанием ключевых параметров.
- В свойства (карточку) объектов справочника «Программные продукты» на вкладку «Задачи и требования» привязываются задачи (из справочника «Задачи – органайзер») для развития / доработки соответствующего объекта. От справочника «Программные продукты» вызывается шаблон отчёта «Управление задачами по развитию / доработке ИТ-системы», который выводит список привязанных задач с их параметрами и детальным описанием.
2. Информационные и аналитические материалы
2.1. Модели ИТ-процессов
- Иерархический список процессов и процедур группы «ИТ-обеспечение»
- 10 графических моделей: ИТ-обеспечение и связь (типовой процесс), процессы ITIL «Библиотека инфраструктуры информационных технологий» / ITSM «Управление ИТ-обслуживанием».
2.2. Показатели KPI ИТ-процессов
Список более 40 показателей KPI, которые размещены в справочнике «Управление – Цели и показатели – Показатели – 3. Показатели бизнес-процессов» и сгруппированы в папках.
Показатели KPI по ITIL / ITSM.
- Управление активами и конфигурациями (Service Asset and Configuration Management)
- Управление доступностью (Availability Management)
- Управление изменениями (Change Management)
- Управление инцидентами (Incident Management)
- Управление мощностями (Capacity Management)
- Управление проблемами (Problem Management)
- Управление релизами и развёртыванием (Release and Deployment Management)
Типовые показатели KPI.
- Для учёта ошибок, сбоев, дефектов в бизнес-процессах (операционные риски)
- Для отражения времени и своевременности выполнения бизнес-процессов
- Объёмы выхода (входа) бизнес-процессов, результативность
- Соотношения входов (выходов), эффективность
- Внутренние показатели бизнес-процесса (стоимость, трудоёмкость, автоматизированность и т.д.)
Путь: «Управление – Цели и показатели – Показатели».
2.3. ИТ-архитектура и документы
- Иерархический список информационных систем и приложений с детализацией до модулей и функций (на примере крупной финансовой организации). Автоматически формируются: графическая модель (схема) ИТ-архитектуры, технические задания (ТЗ) на автоматизацию.
Путь: «Объекты деятельности – Программные продукты».
- Справочник «Базы данных» с типовой структурой. Автоматически формируется графическая модель (схема) баз данных.
Путь: «Объекты деятельности – Базы данных».
- Соглашение SLA ИТ-департамента
- Техническое задание на автоматизацию (типовой образец)
Путь: «Объекты деятельности – Документы – Электронные документы».
2.4. Организационные структуры
- Оргструктура департамента информационных технологий
- Оргструктура департамента бизнес-архитектуры
Примеры крупных и средних организаций.
3. Дополнительные компоненты
- Новая вкладка «СУИТ (ИТ-архитектура)» в главном меню Business Studio с кнопками для быстрого доступа ко всем справочникам и функциям, которые входят в состав Системы
- Примеры заполнения справочников, созданных в рамках Системы.
- Шаблон отчёта «Автоматизация всех подпроцессов, процедур и функций» вызывается от процессов и выводит до самого нижнего уровня в дереве процессов таблицу с указанием привязанных ИТ-систем (программных продуктов) по каждому процессу.
- Шаблон отчёта «Дерево программных продуктов» от выбранного объекта выводит в формат Word список всех программных продуктов до нижнего уровня в иерархии.
Информация по приобретению Системы
Стоимость 45 000 руб.
Скидка 10% предоставляется:
- при покупке модуля вместе с лицензиями Business Studio
- при покупке двух и более модулей автора-разработчика
Скидки не суммируются.
Контакт для приобретения: isaev.ra@bankiram.pro.
Количество пользователей в организации, на которую заключён лицензионный договор, не ограничено. Зависит только от количества приобретённых лицензий Business Studio
Лицензия бессрочная (неограниченная по времени).
В течение 1 года после приобретения Клиент получает следующие Обновления бесплатно.
Технические требования: Business Studio актуальной версии, модуль «MetaEdit».
Возможна доработка под индивидуальные требования Клиента.
- PDF-презентация (включая инструкцию по установке)
- Видео-презентация (ожидается)
Автор-разработчик
Исаев Р.А. Эксперт по организационному развитию и процессному управлению.
Партнёр ГК «Современные технологии управления».
Бизнес-тренер и специалист по Business Studio.