четверг, 8 апреля 2021 г.

Интервью с победителями конкурса «Лучший бизнес-аналитик и специалист по бизнес-процессам финансовой отрасли 2020 года»

Осипенко Наталья, руководитель Службы систем менеджмента качества НПФ «Благосостояние»

- Почему вы выбрали профессиональную область «Бизнес-аналитик, специалист по бизнес-процессам»?

Если возвращаться к истокам, когда я только начинала работать в этой профессиональной области, можно сказать, что я смогла найти работу, которая соединяет в себе все мои сильные качества и соответствует моим интересам. Мне очень нравилось, что бизнес-аналитику (я сейчас говорю о специалисте, осуществляющим управление системой бизнес-процессов) требуется быстро нестандартно мыслить, быть готовым «перерабатывать» большое количество информации, стараться видеть систему даже в хаосе (как нас учили в университете), чувствовать взаимосвязи и уметь выстраивать отношения. И еще я знала, что придется много учиться и наращивать свои навыки в разных профессиональных областях знаний (финансах, информационных технологиях, менеджменте, праве, PR и т.д).

- Как давно вы работаете в данной области и какие профессиональные достижения хотели бы отметить?

Опыт работы в менеджменте качества, в бизнес-анализе (оптимизации, реинжиниринге, автоматизации бизнес-процессов) уже составляет более 19 лет. Я менеджер систем качества (сертификат TIC – QM Qualitätsmanager TÜV), имею опыт проведения внешнего и внутреннего аудита бизнес-процессов и систем (сертификат IRCA). Опыт проведения оценки зрелости бизнес-процессов. Тренер по обучению сотрудников системному управлению, процессному подходу. В область моих профессиональных интересов входят задачи по управлению проектами, внедрению методологии дизайн-мышления, развитию цифровых технологий в управлении бизнес-процессами.

А если говорить о профессиональных достижениях – система управления бизнес-процессами Фонда создана и поддерживается в рабочем состоянии уже много лет. Процессы компании демонстрируют высокий уровень зрелости. Руководством Фонда я была отмечена Серебряным знаком АО "НПФ "Благосостояние" за существенный вклад в развитие Фонда в своей профессиональной области.

- Какие книги и пособия помогают в вашей работе?

1) Исаев Р.А. 22 практических метода для достижения совершенства процессов и бизнес-архитектуры. Электронное пособие

2) Большая библиотека бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам

3) Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK (под ред. Белайчука А.А., Елиферова В.Г).

4) Разработка архитектуры бизнес-процессов компании в Business Studо (Владимир Репин).

5) И для настроения - «Сказ про Федота стрельца, удалого молодца» (Л. Филатов).

- Какие программные продукты вы применяли и применяете для целей описания и оптимизации бизнес-процессов, проектирования и развития бизнес-архитектур?

Работая в этой профессиональной области в разных компаниях, я внедряла и применяла в работе практически всё наиболее популярное в России ПО, включая Microsoft Visio. Но с 2008 непосредственно работаю и занимаюсь построением архитектуры бизнес-процессов и выстраиванием системы управления бизнес-процессами, используя ПО Business Studio.

- В какой организации и на какой должности вы работаете? Как у вас в организации обстоят дела с формализацией и эффективностью бизнес-процессов?

В сентябре 2010 года я назначена на должность руководитель Службы систем менеджмента качества НПФ «Благосостояние» и отвечаю за управление процессами и операционными изменениями Фонда. Внешняя среда Фонда очень динамична: инициативы регуляторов, корректировки макроэкономических прогнозов, изменения пенсионного законодательства заставляют быть гибкими. В настоящее время система управления бизнес-процессами в НПФ «Благосостояние» функционирует более 10 лет. Проактивное моделирование бизнес-процессов ведется в ПО Business Studio, что помогает повышать эффективность и быстро реагировать на постоянные изменения, свойственные пенсионному рынку.

С целью развития системы управления бизнес-процессами в Фонде была проведена оценки зрелости бизнес-процессов независимым экспертом консалтинговой компании. Проведенный анализ продемонстрировал высокий уровень зрелости представленных для анализа бизнес-процессов, как по совокупности показателей каждого процесса, так и по отдельным аспектам анализа каждого бизнес-процесса.

2020 год стал вызовом для Фонда, как и для других компаний, в части обеспечения быстрого реагирования на изменения. Синергия систем управления бизнес-процессами, управления рисками и обеспечения непрерывности деятельности позволила эффективно работать не только в рамках критичных процессов, но и поддержать работу всех подразделений во время распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

- Ваши советы специалистам, которые только планируют или начинают работать в данной профессиональной области?

Старайтесь выработать в себе «антихрупкость»* и толерантность к изменениям и, обязательно, «научитесь учиться». Старайтесь больше общаться и заводить полезные профессиональные знакомства.

* (англ. Antifragility) – понятие, введенное профессором, экономистом и трейдером Нассимом Николасом Талебом в книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»

Хуснеева Неля, Вице-президент компании Digital Partners

- Почему вы выбрали профессиональную область «Бизнес-аналитик, специалист по бизнес-процессам»?

Для успешного ведения бизнеса и эффективного управления необходимы стратегическое и глобальное мышление. Принятие правильных стратегических решений способствуют достижению поставленных целей. Своевременное выявление проблем, оптимизация бизнес-процессов, их автоматизация – это важные задачи, которые в дальнейшем позволят банку существенно повысить эффективность его работы, выработать четкие стандарты выполнения ряда процессов и обеспечить прозрачность их выполнения, а также определить области, требующие контроля.

Поэтому разработка стратегии развития, бизнес-модели, анализ экономики бизнеса позволяет определить возможности для дальнейшего развития компании, отслеживать свои текущие и прошлые результаты по ключевым показателям эффективности (KPI), целям и задачам, а владельцам бизнеса использовать аналитику для отслеживания тенденций, поведения клиентов и изменений на рынке.

- Как давно вы работаете в данной области и какие профессиональные достижения хотели бы отметить?

За свою 17 летнюю карьеру, из которых более 11 лет в банковском секторе мне представилась возможность пройти все этапы развития от менеджера проекта в международном банке до Вице-президента в ТОП-10 Банков РФ. Это позволило мне узнать и поучаствовать в проектах по стратегическому и организационному развитию, повышению эффективности труда, организационной структуре, регламентации и оптимизации бизнес-процессов. Все это несомненно принесло эффективные и положительные результаты в деятельности организаций.

- Какие книги и пособия помогают в вашей работе?

Я бы отметила книгу «Исаев Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг». В ней обозначены современные методики стратегического управления, управления проектами, бизнес-процессами, организационной структурой и персоналом, оперативное управление и управление временем, операционными рисками. Это те знания, которые являются неотъемлемой частью в банковском секторе. Также хотелось бы отметить электронное пособие «Практика стратегического управления в банке с применением BSC / KPI и процессного подхода», которое безусловно будет полезно для руководителей и специалистов банков и финансовых организаций.

- Какие программные продукты вы применяли и применяете для целей описания и оптимизации бизнес-процессов, проектирования и развития бизнес-архитектур?

Использование программных продуктов бизнес-моделирования (в первую очередь Business Studio, Microsoft Visio) является важной частью работы любой организации. Они помогают эффективно справляться с повседневными задачами управления компанией. Использование Microsoft Visio позволяет без труда преобразовать множество таблиц в схему BPMN. Business Studio ввиду своей универсальности позволяет использовать её во всех отраслях экономики. С помощью данных систем можно вносить улучшения в процессы без необходимости длительных разработок и согласований, что позволяет экономить время и ресурсы, избегать ошибок, внедрять в работу успешные практики и передовой опыт.

- В какой организации и на какой должности вы работаете? Как у вас в организации обстоят дела с формализацией и эффективностью бизнес-процессов?

На текущий момент занимаю должность Вице-президента в компании Digital Partners, которая является собственником автоматизированного программного комплекса. Он предназначен для компаний реального сектора экономики и кредитных организаций (банков, факторинговых компаний) и позволяет оцифровать, систематизировать, регламентировать, автоматизировать взаимодействие между всеми участниками процесса.

- Ваши советы специалистам, которые только планируют или начинают работать в данной профессиональной области?

В любом бизнесе каждая деталь играет роль. Взаимосвязь между сотрудниками и отделами, менеджмент качества, повышение эффективности работы персонала, стратегическое управление являются важными составляющими в управлении. Для того чтобы провести анализ текущей обстановки, выявить проблему и предложить ее эффективное решение, необходимо качественно изучить данную область, если вы хотите в дальнейшем стать профессионалом своего дела.


Басова Анастасия

- Почему вы выбрали профессиональную область «Бизнес-аналитик, специалист по бизнес-процессам»?

В сложившихся современных условиях, в частности, с учетом последствий пандемии COVID-19, а также быстроразвивающихся процессов цифрового взаимодействия, очень важно понимать внутренние процессы организации, необходимо максимально быстро и качественно решать стратегические задачи, оптимизировать бизнес-процессы и разрабатывать новые стратегии развития. В моем кейсе я выбрала профессиональную область «Бизнес-аналитик в секторе цифровой трансформации». Разрабатывая и внедряя новые цифровые технологии, возможным стала оптимизация процессов компании, а также очень приятно ощущать, что вся проделанная работа сделана не зря. Ведь используя современные инструменты, повышается качество предоставляемых продуктов и услуг клиентам. Потребности клиентов удовлетворены и потери компании минимизированы!

- Как давно вы работаете в данной области и какие профессиональные достижения хотели бы отметить?

В данной области работаю 3 года. С каждым годом появляется больше ценного опыта, которым можно поделиться с коллегами. Уже реализованы несколько бизнес-проектов под моим руководством. Каждый раз очень приятно общаться с командой, все абсолютно разные и в профессиональном плане, и в плане коммуникабельности. Не перестаешь радоваться, когда видишь результаты своего труда и восторженные лица коллег.

- Какие книги и пособия помогают в вашей работе?

1) Исаев Р.А. Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации

2) Исаев Р.А. Секреты успешных банков: бизнес-процессы и технологии (2-е издание)

3) Итан М. Расиел. Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач.

4) Кошик А. Веб-аналитика 2.0 на практике.

- Какие программные продукты вы применяли и применяете для целей описания и оптимизации бизнес-процессов, проектирования и развития бизнес-архитектур?

Чаще всего работала с Microsoft Visio, но были задачи, которые выполнялись с помощью Business Studio.

- Ваши советы специалистам, которые только планируют или начинают работать в данной профессиональной области?

Как говорил Роберт Кийосаки: «Если Вы хотите изменить свою реальность, то Вы должны изменить свое мышление»! Работая в области бизнес-аналитики, самосовершенствоваться удается быстрее и эффективнее! С каждым днем бизнес-аналитик решает новые задачи, разрабатывает новые кейсы, коммуницирует с разными участниками как финансового, так и другого рынков. Так что мой единственный и самый главный совет – совершенствовать свои профессиональные навыки! В этом году я первый раз участвовала в конкурсе, где я смогла проверить свои знания и навыки. Хочу поблагодарить организаторов за такую удивительную возможность!

---

Интервью подготовил и провёл: Исаев Роман, ведущий российский эксперт по разработке бизнес-архитектур и систем управления, руководитель конкурса.