Автор Исаев Р.А. Эксперт по организационному развитию и процессному управлению. ГК «Современные технологии управления» Партнёр. Руководитель проектов, бизнес-тренер.
В данном сборнике рассмотрены примеры успешных и проблемных проектов организационного развития, описания и оптимизации бизнес-процессов, построения бизнес-архитектур, в которых автор принимал участие в разные годы. В каждой части (статье) приведён практический опыт (бизнес-кейсы) 6 финансовых организаций разного размера и специфики деятельности. Под финансовыми организациями подразумеваются организации финансовой отрасли (банки, страховые, платёжные, микрофинансовые, депозитарные, инвестиционные, лизинговые компании, фонды, холдинги и т.п.).
По каждому успешному проекту рассмотрены факторы, которые способствовали успеху, а по проблемным проектам сделан анализ причин и рекомендации. Предложенная информация будет полезна для широкого круга специалистов (бизнес-аналитики, системные аналитики, ИТ-специалисты, менеджеры проектов, специалисты по организационному развитию, управлению рисками и др.) и применима для всех отраслей экономики (не только финансовой).
Методологическая база и образцы всех документов, на основе которых были реализованы проекты, содержатся в источниках [1], [2]. Применение данных материалов поможет сэкономить значительное количество времени и избежать многих ошибок, не разрабатывать документы и модели «с чистого листа», а использовать готовые примеры. Главные инструменты, с помощью которых выполнялись все успешные проекты, – это системы Business Studio и Microsoft Visio. Для целей сохранения конфиденциальности названия организаций изменены, но сама информация является открытой, т.к. частично была опубликована на конференциях, отраслевых конкурсах, журналах и т.п.
Успешные проекты
Региональный банк среднего размера, общая численность сотрудников до 500 человек.
Цель проекта: описание всех ключевых бизнес-процессов и разработка комплексной электронной модели (бизнес-архитектуры) банка в рамках стратегии ускоренного развития.
Команда проекта: 3 главных бизнес-аналитика плюс более 30 аналитиков в подразделениях, каждый из которых прорабатывает свой собственный бизнес-процесс (но это не основная их деятельность по должностным инструкциям). Есть полная поддержка высшего руководства и выделены все необходимые ресурсы.
Цель проекта была успешно достигнута за 1 год, разработано более 1300 графических моделей бизнес-процессов в нотации Cross Functional FlowChart, создана электронная база знаний (веб-сайт) по всей деятельности банка для всех сотрудников. Большое внимание уделялось обучению и консультациям не только бизнес-аналитиков, но и всех исполнителей бизнес-процессов.
На второй год банк поставил более сложные задачи и тоже успешно их выполнил: проработка операционных рисков в процессах, разработка показателей KPI и их постоянный мониторинг, автоматизация процессов и развитие ИТ-архитектуры, расчёт себестоимости процессов и снижение издержек, применение методик менеджмента качества и много другое.
Финансовая организация «У1.2»
Крупная государственная финансовая организация в течение многих лет описывала свои бизнес-процессы в системе Microsoft Visio. В результате чего накопилось более 3000 графических моделей (файлов), большинство из которых быстро устаревали и не актуализировались. Многие подразделения описывали одинаковые (одни и те же) бизнес-процессы каждый сам для себя, по отдельности. Т.е. было дублирование и не согласованность работ, отсутствовала централизация и систематизация в процессном управлении.
Открыт официальный проект, создан процессный офис (центральное подразделение по организационному развитию). У каждого бизнес-процесса был назначен владелец, ответственный бизнес-аналитик и процессная команда, которые несли полную ответственность за показатели процесса, его описание, оптимизацию и администрирование. Обучено более 200 сотрудников и руководителей, включая методологические темы по процессному управлению и технологические темы (практикум в системе бизнес-моделирования). Все разработанные ранее в Visio модели постепенно переводились в новую профессиональную систему бизнес-моделирования, проходя тщательную актуализацию и оптимизацию. Особенно действовал, мотивировал и вдохновлял всех личный пример и лидерские качества руководителя проекта (штатного сотрудника организации). Следует отметить, что в организации низкая текучесть кадров, поэтому все сделанные процессные наработки стабильно исполняются, а сотрудники, которые стояли у истоков проекта и проходили обучения, продолжают работать в организации.
Банк «У1.3»
Московский банк среднего размера.
Цель проекта: описать и частично оптимизировать бизнес-процессы для внедрения новой автоматизированной банковской системы (АБС), формализовать для этого все необходимые компоненты бизнес-архитектуры.
Длительность проекта около 1 года. Есть полная поддержка высшего руководства и квалифицированные бизнес-аналитики. Разработано более 600 графических моделей (формат А4) процессов в нотации BPMN и все необходимые регламенты. Большинство моделей оформлены с учётом дальнейшей автоматизации и подготовки на их основе технических заданий.
Цель проекта была успешно достигнута (АБС внедрена), но от дальнейшего развития системы управления бизнес-процессами (СУБП) банк отказался, оставив только минимально необходимые работы по актуализации процессов. Команда проекта частично расформирована. Возможно, в будущем банк вернётся к профессиональному развитию бизнес-процессов на основе соответствующих технологий и методик.
Внедрение в банке новой АБС без формализованных и оптимизированных бизнес-процессов вызвало бы большое количество проблем, которых удалось избежать благодаря правильно принятому решению.
Небольшая московская финансовая организация с общей численностью сотрудников до 100 человек.
Цель проекта: описать бизнес-процессы для актуализации всех внутренних регламентов и документов, а также для расширения и развития бизнеса, повышения качества и эффективности управления в целом.
Т.к. все ключевые подразделения находились рядом на двух небольших по площади этажах, то описание и регламентация бизнес-процессов было выполнено быстро (за полгода) силами двух бизнес-аналитиков. Для получения исходной информации проведены интервью со всеми подразделениям и изучены действующие регламенты, которые впоследствии были отменены с заменой на новые, разработанные на основе моделей бизнес-процессов. В рамках проекта также разработаны новые финансовые продукты и услуги, соответствующие им бизнес-процессы и технологии.
В организации была высокая корпоративная культура и сплочённость коллектива. Руководство поддерживало проект, погружалось во все детали используемых методик и технологий. Организация продолжает активно развиваться и применять все полученные в рамках проекта результаты.
Проблемные проекты
Банк в течение нескольких лет подряд предпринимал попытки открыть проект по описанию и оптимизации бизнес-процессов, проводилось большое количество встреч, презентаций и демонстраций успешных примеров. Но каждый раз это оказывалось безуспешным по разным причинам. Когда проект всё-таки начался, то был приостановлен в первые месяцы. Автор проанализировал причины и составил таблицу 1. Предлагаемые методы могут быть применены для внедрения любых изменений в организации и выполнения любых проектов. Детальные пояснения по каждому методу содержатся в источниках [1] и [2].
Заключение
- Время (длительность и своевременность) выполнения процессов, время ожидания и количество задержек в процессах, скорость выпуска новых продуктов на рынок.
- Стоимость процесса (затраты, издержки, потери от рисков).
- Качество: степень удовлетворенности клиента, количество претензий к процессу, ошибки, дефекты, сбои в процессе (например, количество дооформлений документов).
- Результативность и эффективность (например, объём продаж, количество успешно аттестованных сотрудников, доля одобренных заявок на выдачу кредитов).
- Развитие бизнеса: разработка и выпуск новых продуктов и услуг, открытие новых филиалов (операционных офисов и точек продаж), внедрение инновационных технологий.