вторник, 20 декабря 2016 г.

Методика оптимизации бизнес-процессов банка (финансовой организации)

Многие банки и финансовые организации России уже описали свои бизнес-процессы, разработали детальные графические модели и регламенты. Дальше идёт задача актуализации и оптимизации бизнес-процессов. Принцип «постоянное улучшение (continual improvement)» является одним из главных принципов менеджмента качества и закреплён в международных стандартах ISO 9000.
В банковской отрасли появляются различные инновации, технологии, меняются требования клиентов и рыночная среда. С каждым днём всё больше растёт потребность в эффективных методиках и инструментах организационного развития, бизнес-инжиниринга и управления.
Рассмотрим методику оптимизации бизнес-процессов банка (финансовой организации), которая была разработана автором на основе опыта реализации консалтинговых проектов и «Комплексной типовой бизнес-модели банка (финансовой организации)» [1]. Методика состоит из 6 последовательных этапов (см. Рис. 1), детально описанных далее.

Рис. 1. Методика оптимизации бизнес-процессов банка (финансовой организации)

Для анализа и оптимизации бизнес-процесса необходимо создание рабочей группы в следующем минимальном составе:
  • бизнес-аналитик (технолог), выполняющий работы в системе бизнес-моделирования (например, Business Studio или Microsoft Visio)
  • владелец бизнес-процесса (руководитель)
  • эксперт, имеющий большой опыт работы в бизнес-процессе
  • представители других подразделений банка (например, департамент информационных технологий, служба персонала, департамент развития продуктов и т.д.), в зависимости от выбранного направления оптимизации.

Этап 1. Выявление проблем и проблемных показателей KPI в бизнес-процессе
В самом начале главное – это локализовать проблему (или проблемные показатели KPI) в бизнес-процессе. Иногда встречается ситуация, когда руководитель (владелец бизнес-процесса) ставит бизнес-аналитику (или методологу) задачу оптимизировать бизнес-процесс, но не может детально её сформулировать. Т.е. необходимо чётко определить, что именно в бизнес-процессе вызывает неудовлетворение. Рекомендуется использовать 4 группы типовых показателей KPI бизнес-процесса.
  • Время (длительность и своевременность) выполнения бизнес-процесса. Например, очень длительное время открытия расчётного счёта клиенту.
  • Стоимость бизнес-процесса (издержки). Например, очень большие издержки при организации логистики и хранения кредитной документации.
  • Качество: степень удовлетворенности клиента, количество претензий к бизнес-процессу, ошибки, дефекты, сбои в бизнес-процессе. Например, большое количество дооформлений документов, ошибки при начислении комиссий и т.д.
  • Результативность и эффективность. Например, количество выданных кредитов, доля кредитов различных категорий качества в кредитном портфеле. Под результативностью обычно понимают объём выхода (продукта) бизнес-процесса, а под эффективностью – различные соотношения (например, объём выхода к затраченным ресурсам).
«Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации)» [1] содержит более 500 типовых показателей KPI банковских бизнес-процессов (см. Рис. 2).

воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Система управления операционными рисками. Версия 4.0 - Видео

Видео-презентация "Системы управления операционными рисками". Рассматривается планирование, идентификация, ранжирование, учёт и контроль рисков, предупреждающие и корректирующие действия, аудит, отчётность, интеграция с бизнес-процессами (процессно-ориентированный риск менеджмент).

понедельник, 17 октября 2016 г.

Описание бизнес-процессов банка в нотации BPMN

В банках всё больше набирает популярность нотация для графического описания бизнес-процессов - BPMN (Business Process Model and Notation). Поэтому будет полезно систематизировать все основные фигуры (объекты) данной нотации, правила их использования и комбинации.



вторник, 13 сентября 2016 г.

Многофункциональное дополнение (add-on) для Business Studio

"Многофункциональное дополнение (add-on) для Business Studio" – это система классов (справочников), параметров, настроек, функций и отчётов, которые дополняют базовый функционал Business Studio. Применимо и будет полезно для организаций любых отраслей и сфер деятельности.
Видео-презентация от 13.09.2016.

суббота, 13 августа 2016 г.

"Росбанк" - отзыв на корпоративный семинар по бизнес-процессам и Business Studio

В июне-июле 2016 года в «Росбанке» проводилось несколько корпоративных семинаров в рамках курса «Описание и оптимизация бизнес-процессов банка с помощью системы Business Studio» (автор и ведущий Исаев Роман). Обучение было очень полезно для всех сотрудников департамента управления изменениями (ДУИ) «Росбанка», предоставило все необходимые для работы методики, знания и практический опыт. Детально рассматривалась система Business Studio и её функционал по описанию, регламентации и оптимизации бизнес-процессов Банка, включая функционально-стоимостной анализ (ФСА) и имитационное моделирование. Особое внимание было уделено «Комплексной типовой бизнес-модели банка», как сборнику готовых примеров и успешных практик из банковской отрасли.

Система Business Studio, на наш взгляд, поможет владельцам бизнес-процессов эффективно управлять ими, моделировать, оценивать, оптимизировать. Сейчас мы находимся только в начале пути построения процессно-ориентированного Банка. Предстоит сделать очень много, любая модель требует ее поддержки в актуальном состоянии, объективных статистических данных для расчетов, настройки интерфейсов обмена данными с другими системами. В таких инструментах как Business Studio и «Комплексная типовая бизнес-модель банка», в первую очередь должны быть заинтересованы процессные команды Банка, включая бизнес-аналитиков, методологов, ИТ-специалистов и, конечно, владельцев бизнес-процессов.

Директор по управлению изменениями Е.А. Бронникова.
Оригинал отзыва.