среда, 9 ноября 2011 г.

Системы бизнес-моделирования - внедрение в банках

Системы бизнес-моделирования (или программные продукты бизнес-моделирования, ППБМ) - наиболее известные.
Часто возникает вопрос, какое число аналитиков (а значит и количество лицензий на систему бизнес-моделирования) является оптимальным для банка. Приведём варианты, которые наиболее часто встречаются на практике.
- Небольшой банк (общая численность сотрудников до 200 человек)
2-3 аналитика. Все могут выполнять любые задачи в программном продукте, т.е. являются универсальными специалистами. Один специалист дополнительно берёт на себя функции администратора.
- Средний банк (общая численность сотрудников до 800 человек)
3-6 аналитиков. Каждый аналитик курирует определённый участок работы (группу бизнес-процессов, раздел по стратегии и организационной структуре, документацию и т.п.). Один аналитик дополнительно берёт на себя функции администратора.
- Крупный банк (с большой филиальной сетью)
10-15 аналитиков в головном офисе. Отдельно выделенный администратор программного продукта, который одновременно выполняет функции по обучению новых специалистов по работе с программным продуктом. Плюс аналитики в крупных департаментах и филиалах, которые отвечают за специализированные бизнес-процессы и процедуры.

Как выбрать систему бизнес-моделирования.
Перечислим основные критерии, по которым рекомендуется сравнивать и выбирать программные продукты бизнес-моделирования.


Широта методологии
- Количество поддерживаемых методологий (нотаций) бизнес-моделирования / описания бизнес-процессов
- Количество моделируемых систем управления (стратегия, бизнес-процессы, оргструктура, качество и т.д.)
Существуют универсальные программные продукты, которые позволяют разрабатывать любые бизнес-модели в различных нотациях. Такие продукты обладают большой широтой методологии.
Напротив, программные продукты с низкой широтой методологии моделируют только бизнес-процессы и только в 1-2-х нотациях.
Функциональность
- Генерация отчётов и регламентов на основе бизнес-моделей
- Синхронизация объектов на бизнес-моделях, интеграция бизнес-моделей. Одна из важнейших функций, которая позволяет создать систему взаимосвязанных бизнес-моделей и автоматизированно синхронизировать их.
- Возможность декомпозиции бизнес-моделей
- Аналитические функции (ФСА-анализ, SWOT-анализ и др.)
- Управление изменениями
- Проверка бизнес-моделей на целостность и ошибки
- Публикация бизнес-моделей в WEB (HTML) и доведение информации до сотрудников
- Оперативное информирование сотрудников всех уровней о достижении целей и показателей, задачах, проектах и других элементах бизнес-моделирования – сигнальная функция.
- Разработка новых типов бизнес-моделей, изменение текущих. Конфигуратор (мета-редактор) бизнес-моделей. Данная функция полезна в случаях, когда необходимо создать новый тип бизнес-модели, которого нет в стандартной библиотеке бизнес-моделей, изменить фигуры объектов, параметры объектов существующих бизнес-моделей и др.
- Импорт информации в бизнес-модели, сбор и занесение показателей (KPI) – как из информационных систем банка, так и от сотрудников.
Технологические возможности
- Возможность графического отображения информации
- Возможность сетевой (групповой) работы
- Возможности настроек ПП и параметров проекта
- Возможность самостоятельной доработки ПП
- Поддержка и возможности встраиваемых модулей
- Быстрота и простота в установке
- Интеграция с другими приложениями
- Надёжность ПП и устойчивость в работе
- Наличие средств защиты информации и управления правами пользователей
- Система хранения данных бизнес-моделей
Коммуникативность
- Соответствие методическим рекомендациям и стандартам в области бизнес-моделирования и менеджмента
- Лёгкость адаптации к специфике отрасли (проекта)
- Интерфейс
- Необходимые навыки при работе с ПП
- Наличие оперативной поддержки и подробной документации
- Удобство работы с моделями
- Русификация
Стоимость
- Стоимость системы бизнес-моделирования.
Складывается из стоимости лицензий в соответствии с количеством автоматизируемых рабочих мест, стоимости сервера (если требуется коллективная работа) и вспомогательных модулей, решающих специализированные задачи.
- Стоимость использования и поддержки.
Она включает стоимость труда и обучения сотрудников, которые будут работать с системой бизнес-моделирования, стоимость технической поддержки. Стоимость труда сотрудников зависит от сложности и трудоемкости использования программного продукта.
Следует отметить, что для многофункциональных систем бизнес-моделирования стоимость их использования в течение года может превысить стоимость их приобретения. Поэтому этот критерий является очень важным, но иногда его не принимают во внимание на этапе выбора программного продукта.
Прочее
- Авторитет системы бизнес-моделирования и фирмы-разработчика
- Распространённость в России

Пример расчётной таблицы, разработанной в MS Excel, для сравнения программных продуктов на основе перечисленных выше критериев представлен далее.

Система бизнес-моделирования

Более подробная информация по данной теме представлена в книге "Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг" в Главе 8.