среда, 19 октября 2011 г.

Справочник терминов по бизнес-инжинирингу и менеджменту

Чтобы каждый раз не искать определения различных профессиональных терминов в сети Интернет, здесь на одной странице собраны все основные термины из области "Бизнес-инжиниринг и менеджмент".
Термины размещены в алфавитном порядке.

ARIS (Architecture of Integrated Information Systems)
Архитектура интегрированных информационных систем. Методология и программный продукт по комплексному описанию, анализу, оптимизации и автоматизации деятельности предприятия, разработанные немецкой компанией IDS Scheer.

CRM (Customer Relationship Management)
Технологии и прикладные программы поддержки взаимоотношений с клиентами. Автоматизируют бизнес-процессы маркетинга и продаж.

DFD (Data Flow Diagram), диаграмма потоков данных
Нотация графического описания бизнес-процессов. Используется для описания бизнес-процессов верхнего уровня и декомпозиции на более нижние уровни. Описывает работы процесса, информационные и материальные потоки.

eEPC (Extended Event driven Process Chain)
Процессная модель «Расширенная цепочка процессов, управляемая событиями» методологии ARIS. Является расширенным аналогом классического стандарта WFD. Применяется для описания бизнес-процессов нижнего уровня.

IDEF0
Нотация графического описания бизнес-процессов стандарта IDEF. Является расширенным аналогом классической модели DFD. Предназначена для описания процессов на верхнем уровне.

IDEF3
Нотация графического описания бизнес-процессов стандарта IDEF. Является аналогом классической модели WFD – Work Flow Diagram. Предназначена для описания процессов (потоков работ, операций) на нижних уровнях.

Swimmer lanes / Cross Functional Flow Chart
Диаграмма потоков работ. Используется для описания бизнес-процессов нижнего уровня. Описывает работы процесса и логику их выполнения, подразделения и должности, участвующие в бизнес-процессе. Отличается от DFD тем, что лист диаграммы разбит на дорожки, каждая из которых соответствует определенному подразделению или должностному лицу.

SWOT-анализ
Простая техника систематизации информации для выработки стратегии (SWOT - аббревиатура из английских слов: strengths - силы, weaknesses - слабости, opportunities - возможности, threats - угрозы). SWOT-анализ - анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды.


VACD или VAD (Value added chain diagram)
Процессная модель «Диаграмма цепочки добавленной стоимости» методологии ARIS. Модель является значительно расширенным аналогом классического стандарта DFD. Применяется для описания бизнес-процессов верхнего уровня.

WFD (Work Flow Diagram), диаграмма потоков работ
Нотация графического описания бизнес-процессов (преимущественно нижнего уровня). Описывает работы процесса, последовательность и логику их выполнения, подразделения и должности, участвующие в процессе.

Автоматизация бизнес-процесса
Реализация бизнес-процесса с помощью информационных технологий и систем.

Аудит бизнес-процесса
Проверка бизнес-процесса на соответствие определенным требованиям, правилам и критериям.

Аутсорсинг
Передача компанией части своих непрофильных бизнес-процессов другой компании с целью снижения издержек по выполнению этих бизнес-процессов.

Бенчмаркинг
Методика сравнения показателей и деятельности компании с другой компанией из той же отрасли (либо другим объектом) с целью заимствования успешного опыта и решений.

Бизнес-единицы
Подразделения компании, реализующие отдельные бизнес-направления.

Бизнес-инжиниринг
Деятельность (технологии) по проектированию / описанию, оптимизации и управлению бизнесом компании в соответствии с определенными правилами, процедурами и системой обозначений.

Бизнес-моделирование
Процесс разработки различных бизнес-моделей предприятия (стратегия, процессы, оргструктура, ресурсы и т.п.) с целью формализации и оптимизации деятельности предприятия.

Бизнес-модель
Модель определенного аспекта или сферы деятельности предприятия (например, бизнес-процесс, оргструктура и т.п.).

Бизнес-направление
Стратегическое самостоятельное направление деятельности компании, приносящее ей прибыль.

Бизнес-процесс (процесс)
Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Бизнес-процессы основные
Бизнес-процессы, описывающие основную деятельность компании, приносящую ей прибыль.

Бизнес-процессы обеспечивающие
Бизнес-процессы, поддерживающие инфраструктуру предприятия и «клиентами» которых являются основные бизнес-процессы.

Бизнес-процессы развития
Бизнес-процессы, прямой целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе.

Бизнес-процессы управления
Бизнес-процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.

Вертикальное описание бизнес-процессов
Выделение бизнес-процессов предприятия и их описание в виде иерархии (дерева бизнес-процессов).

Владелец процесса
Сотрудник компании, координирующий работу бизнес-процесса и несущий ответственность за его эффективность и результаты.

Глубина описания процесса
Число уровней описания бизнес-процесса.

Горизонтальное описание бизнес-процесса
Детальное описание бизнес-процесса на определенном уровне. Описание функций (работ), взаимодействий между ними, информационных и материальных потоков.

Границы бизнес-процесса
Точки, в которых процесс начинается и заканчивается, а также точки, в которых этот процесс соприкасается с другими процессами. Включают входы-выходы и события начала-завершения бизнес-процесса.

Графическая модель бизнес-процесса
Модель бизнес-процесса, представляющая его в виде совокупности графических элементов.

Декомпозиция
Разбиение (расщепление) объекта на составные части.

Декомпозиция бизнес-процесса
Разделение бизнес-процесса на составляющие его подпроцессы при моделировании для получения более подробного представления о бизнес-процессе.

Дерево бизнес-процессов (функций)
Иерархически упорядоченная совокупность бизнес-процессов (функций).

Диаграмма Исикавы (диаграмма причин-следствий)
Методика / нотация анализа различных проблем на основе установления причин и следствий. Используется при оптимизации бизнес-процессов.

Динамическое (имитационное) бизнес-моделирование
Методики и средства, описывающие изменение бизнес-моделей во времени.

Динамическая (имитационная) модель бизнес-процесса
Модель бизнес-процесса, позволяющая моделировать и оценивать выполнение бизнес-процесса во времени и в различных сценариях, определяемых различными значениями и комбинациями входов и выходов процесса.

Записи по качеству
Документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.

Информационная модель объекта
Организованная по определённым правилам совокупность информации об объекте.

Качество
Степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Качество процесса / продукта может быть определено как совокупность свойств, способных удовлетворить потребности организации/потребителя.

Кейс (бизнес-кейс, business case)
Конкретная практическая ситуация (задача, события), в которой необходимо выявить проблемы и предложить способы их решения.

Клиент бизнес-процесса
Субъект, получающий / потребляющий результат (выход) бизнес-процесса.

КФУ
Критические факторы успеха. Самые важные цели предприятия, либо факторы, влияющие на цели. То, что должна сделать организация, чтобы выполнить свою миссию. Представляют комбинацию тактических и стратегических факторов.

Корректирующее действие
Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

Логический оператор
Объект на диаграмме бизнес-процесса, показывающий логику выполнения бизнес-процесса в конкретном участке.

Матрица распределения ответственности
Таблица, в которой по строкам указаны бизнес-процессы (функции) предприятия, по столбцам – структурные звенья, а на их пересечении показан знак ответственности (О), либо исполнения (И).

Мета-модель, мета-уровень
(мета – обозначает находящийся вне, за пределами, сверх)
Модель / уровень, которые описывают структуру и принципы действия других моделей и объектов нижележащего уровня.

Методология
Это комплексный подход к исследованию системы, совокупность знаний, дающих представление о принципах, методах и средствах научного познания. Методология в основном является единой для предприятий разных отраслей деятельности.

Методология моделирования бизнес-процессов
Совокупность общих способов и правил, при помощи которых бизнес-процессы, объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели.

Методика
Совокупность (цепочка) конкретных способов, методов, расчетов, моделей и средств, разработанные в рамках выбранной методологии(й) для решения практических задач.

Модель
Аналог объекта (системы) оригинала, созданный с целью его изучения и решения различных задач.

Мозговой штурм
Метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Несоответствие
Невыполнение требования.

Оптимизация бизнес-процесса
Перестройка бизнес-процесса и его параметров с целью повышения эффективности и других показателей бизнес-процесса. Достижение оптимального состояния бизнес-процесса.

Показатель
Это измеритель цели. Показатели являются средствами оценки продвижения к реализации стратегической цели.
Это и средство для оценки качества, результативности и эффективности бизнес-процесса.

Политика в области качества
Общие намерения и направления организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Поставщик бизнес-процесса
Субъект, предоставляющий ресурсы на вход бизнес-процесса.

Предупреждающее действие
Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

Принцип Парето
Принцип, основанный на статистическом анализе, согласно которому 20% правильно приложенных усилий приносят 80% результатов, а оставшиеся 80% усилий – 20% результатов.

Программные продукты бизнес-моделирования
Программные продукты, автоматизирующие процесс описания, анализа и оптимизации деятельности предприятия.

Проект
Уникальная деятельность, предполагающая координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений.

Процессный подход
Применение для управления деятельностью организации системы взаимосвязанных процессов.

Процессные регламенты
Организационно-управленческие документы, регламентирующие исполнение бизнес-процессов (внутрифирменной деятельности).

Реинжиниринг
Технология кардинальной реструктуризации системы / объекта (например, бизнес-процесса).

Руководство по качеству
Основной документ, определяющий структуру документации системы менеджмента качества, распределение полномочий и ответственности персонала, основные процессы и их взаимодействие, необходимые ресурсы.

Система
Совокупность объектов и связей между ними, которые вместе образуют единое целое и обладают свойством эмерджентности.

Система менеджмента качества
Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Система управления
Это совокупность взаимосвязанных функциональных, организационных, технологических, информационных и других средств по управлению определенным видом деятельности (либо объектами) на предприятии.

Сбалансированная система показателей (ССП)
Инструмент стратегического и оперативного менеджмента, который позволяет связать стратегические цели компании с бизнес-процессами на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за их реализацией.

Системный анализ
Методология решения проблем, основанная на структуризации систем и количественном сравнении альтернатив. Совокупность методов, основанных на использовании ЭВМ и ориентированных на исследование сложных систем — технических, экономических, экологических и т. д. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы, например, плана развития.

Системный подход
Способ упорядочения элементов и явлений для углубленного их познания. Направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

Совершенствование бизнес-процесса
Внесение небольших, эволюционных изменений в бизнес-процесс.

Соглашение по бизнес-моделированию
Документ, где прописаны основные принципы, правила, и задачи моделирования бизнес-процессов и бизнес-моделирования на предприятии. В нём также указывается программный продукт и методология, которые будут использоваться при проведении данной деятельности.

Стратегия
Обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Технология
(греч. «искусство, мастерство» + «наука») Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств материала (информации), осуществляемых в процессе производства продукта.

Управление
Целенаправленное информационное воздействие на объект или систему, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Функция (работа)
Однородная операция, выполняемая субъектом (например, сотрудником).

Функционально-стоимостной анализ
Технологии распределения затрат между операциями бизнес-процесса с последующим распределением стоимости операций по объектам учета.